Мабон - прелюдия к темноте
TAROT BOUTIQUE • 06.09.2024
Про осенний эквинокций и Мабон
На день сегодняшний по всему миру существует множество традиций и праздников, связанных с этим днем.
Плюс/ минус на даты осеннего равноденствия приходятся:
И если для тех же виккан — первым днем осени считается Ламмас (хотя холивары на сей счет идут до сих пор), с точки зрения астрономии — переход от лета к осени знаменуется осенним равноденствием.
Для меня, как для астролога и астронома-энтузиаста — эквинокций это в первую очередь сугубо астрономическое явление, когда день равен ночи, а Солнце переходит из одного полушария в другое.
С этого дня начинается астрономическая осень, опадают листья, природа готовиться к зиме
И если рассматривать с точки зрения астрономии, Мабон — это праздник, в основу которого легло такое вполне реальное астрономическое явление, как равноденствие. (в отличие от ооочень локальных и даже не у всех кельтов празднуемых Белтайнов и прочих Ламмасов).
Насчет условной «древности» Мабона (именно в том виде, каким мы его знаем сейчас) могу сказать следующее — сам Гарднер, тот, который Джерард (по-сути это папа современного неоязычества, приложивший руку к изобретению Колеса Года), в отношении осеннего равноденствия данное название не употреблял.
Не исключено, что название празднику дали уже после «изобретения» Колеса Года в 1958 году, и у названия «кельтские хвосты». (равноденствия относят в КГ к «малым шабашам»).
Почему «Мабон»?
За основу названий праздников Колеса взяты различные древне-саксонские и кельтские наименования, порой с отсылкой на соответствующих божеств.
Согласно Лоренсу Гарднеру праздник получил название в честь Мабона аэп Модрона (переводится как «сын матери»), который по легенде в этот день исчезает в земле Эльфхейма. (за подробностями можно сходить к первоисточнику).
Существовал ли издревле праздник именно с таким названием?… история умалчивает...
Скорее всего, нет, иначе его бы, как минимум, упоминали в классической англоязычной художественной литературе (Сапковский со своими оммажами не в счет, у него там и на Лафкравта в пражском цикле куча отсылок, но это не значит, что безумный араб Абдула Альхазред реально существовал, ровно как и знаменитая книга «Некономикон»).
Что до современной викканской традиции, в рамках коей и форсируются праздники Колеса, к Мабону также подход неоднозначный.
Для кого-то Мабон — середина Осени, для кого-то — начало
Единство прослеживается только в одном — в годовом цикле, основанном на аграрных сезонах, это окончательный перелом к темной половине, света становится с каждым днем все меньше, рано смеркается, поздно светает.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МАБОНА
Как праздник второго урожая, Мабон символизирует, как ни странно, сбор этого самого урожая, то есть коллективные работы в этом направлении. В зависимости от региона даты созревания тех же зерновых были разные, но урожай обычно собирали не как кому боги на душу положат, а дружным семейным-родовым коллективом. Ну а раз все в сборе, значит, есть повод погулять.
✅Разумеется, у индо-европейских народов (и не только) также в осеннюю пору традиционно наступало время ярмарок (торговали собранным урожаем), а также время свадеб и прочего разгулья. Упахиваться на полях больше не надо было, а на носу маячила зима. Ну вот и находились еще поводы, чтобы собраться вместе и нагуляться.
В каждом отдельно взятом регионе отмечались осенние фестивали тоже по-разному, где-то варили пиво, где-то охотой развлекались, где-то еще какие игрища придумывали. Потому говорить, что все, ну прям все поголовно делали «то-то и то-то» – мы не можем.
✅Скорее всего, создавшие Колесо неоязычники соединили в Мабон все существовавшие в древности осенние праздники, связанные как со сбором урожая и его заготовкой, а также с другими, традиционно осенними торжествами, и прикрепили его в Колесе к красивой точке равноденствия.
✅Причем, идейные смыслы подобных торжеств прослеживались не только у индо-европейских племен.
✔️В Китае праздник середины осени (привязан к Полнолунию, а не к равноденствию, но часто эти даты выпадают близко) символизирует схожие идеи:
✅ это время собраний людей, особенно родственников, изначально для осенней жатвы. Полнолуние же выступает символом собравшейся вместе семьи
✅благодарение за собранный урожай
✅Пожелания разного рода, в том числе о долголетии, счастье, детях или женитьбе.
(спасибо, Википедия)
Мабон — в современном викканстве считается одним из праздников урожая, коих насчитывают ровно три.
Первый праздник урожая Ламмас, когда природа начинает отдавать вложенные в нее труды — основной урожай зерновых начинают собирать с августа.
К Мабону доспевает все, что «позднее», корнеплоды, тыквы, поздние сорта яблок, а также начинаются заготовки на зиму и уборка полей и грядок.
Ну и последний, третий урожай — Самайн (у скандинавов — Ветрнэтр, «зимние ночи»).
До Самайна еще можно собирать дары земли и леса. После Самайна — все, что осталось на полях, живым не принадлежит. Ну, а тех, кто считают иначе, ждет рандеву с Дикой Охотой, хе-хе-хе.
Насчет Мабона одно могу сказать точно
Наш с вами предок методами точного астрономического расчета, может, и не обладал, зато слепым точно не был. Наоборот, был довольно наблюдателен, и умел подмечать изменения природе и продолжительности светового дня.
Осеннее равноденствие — это точка окончательного перелома к той самой условно темной половине (вариант деления года на темную и светлую половину по солнцестояниям мне не близок ни идейно, ни с точки зрения астрономии, но об этом будет отдельно).
Это время когда ночь начинает побеждать день, тьма преобладает над светом.
А свет — это один из главных внешних стимулов, которые влияют на наши с вами циркадные ритмы, на режим сна — бодрствования. И даже не имея часов под рукой, можно заметить, что называется невооруженным глазом, что темнеет все раньше и раньше.
Резюмируя все вышесказанное - этот период не проходит незаметно ни для кого
Даже если отмести чисто аграрную коннотацию праздников Колеса Года, их привязки к земледельческим циклам, причем порой очень и очень локальным, современный человек, ни будучи ни последователем Викки или упоротым садоводом-огородником, так или иначе ощущает это волшебное время перехода.
Ну, а «был ли мальчик» и кто с каким бубном что и как исполнял (и исполнял ли?) — это все лирика.
Праздники Колеса мы любим не за историческую достоверность, а за волшебство, которое они нам дарят.
Благодарю за внимание.
Свежие записи блога
Другие рубрики Таро Бутика